ЖЗЛ

Виды, формы и методы технологии социальной работы

В научной литературе выделяют различные виды или типы социальных технологий.

Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) и традиционные (технологии прошлого опыта).

Разнообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и др.

С точки зрения масштабности, ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Региональные социальные технологии имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.

Как нам представляется, поиск более оптимальной типологизации целесообразно вести не в направлении выделения частных критериев, а по пути усиления универсальности самой классификации. В связи с этим, понимая под социальным общественное, правомерно выделить следующие основные виды социальных технологий:

• правового обеспечения функционирования общества;

• политические технологии административно-властного регулирования;

• экономического функционирования общества, развития собственности;

• информационного обеспечения по средствам массовой информации, компьютерных сетей;

• духовно-культурного развития;

• обеспечения социального функционирования общества.

Формы технологии социальной работы.

Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование, социальное обеспечение, социальное страхование, опеку и попечительство.

Технология социальной работы как вид профессиональной деятельности — это совокупность способов действий, направленных на восстановление, сохранение или улучшение социального функционирования объекта, а также на упреждение негативных социальных процессов, при возможном повторении данной системы действий.

Методы воздействия:

— административный

— распорядительный

— социально – экономический

— социально- педагогический

— социально – психологический

— юридический

Метод – от греческого – способ достижения какой либо цели, решение конкретной задачи, выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности

Метод в соц работе выполняет двоякую роль, выступая:

1. как способ познания и применения знаний, выработанных в науках, изуч различные аспекты жизнедеятельности человека и его соц практики

2. как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта)

I. организационно – распорядительные методы в соц работе

Система управления предполагает – управления – цели, средства воздействия, методы функции, принципы

Структура управления – кадры, техника управления, организационно правовую сторону

Процесс управления – органы управления, материальную часть органов управления

Рационализация систем управления – внедрение, достижение науки в управлении, обновление кадров, совершенствование хоз системы управления.

Как и любая деятельность соц управление вкл многочисленные средства, формы и методы достижения поставленной цели, которые составляют его инструментарий.

В управлении можно выделить 3 большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.

1. Регламентирующие методы – это жесткий тип воздействий. С их помощью создается та или иная система организаций, определяет задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.

К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструктирование и др.

Регламентирование представляет собой разработку и применения положений, должностных инструкций и других документов, регламентирующих деятельность членов коллектива.

2. Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяется 2 формы использования этих методов – письменно-документальная и устная. Воздействия как директивы указы, постановления в письменно документальной форме, а приказы, распоряжения и указания в обеих.

Распорядительно воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в проф деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, распределение обязанностей по ее выполнению, а так же сроки исполнения и предполагают систематической контроль и проверку исполнения.

3. Дисциплинарные методы. В соц работе когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей не мыслемо без соответ порядка и правил дисциплины.

II. Психологические методы в соц работе.

Основная задача, которую ставит перед собой психология – это помощь человеку, сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально – организационно, но и личностно – осознанно, инициативно.

Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты

— наблюдения, внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное.

— опрос, устный, письменный, свободный, стандартизированный

— тест, тест – опросник, тест – задание, проективный тест

— моделирование — математическое, логическое, техническое, кибернетическое

— эксперимент – естественный, лабораторный

Эти методы и их варианты предназначены для сбора и обработки первичной информации с целью выявления фактов и получении путем интерпретации выводов.

Психологические подходы к технологии соц работы

— глубинная психология (психодинамическая теория) психоанализ ( з. Фрейд), индивидуальный (Адлер), аналитическая психология (Берн) и др психологическая защита.

— бихевиористское (психология поведения) сущность заключается в том что бы использовать влияние окружения на поведение человека.

— когнитивная психология – это направление интересов, как устроено сознание человека, его система знаний которые являются как бы аналогом вычислительной машины. Основной доминантой, раскрыв суть когнитивной психология яв схема.

— гуманистическое направление, основа в том, что жизнь и судьба, действия человека зависят от его внутреннего состояния, а не окружения.

III. Педагогические методы в соц работе.

1. Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю чуства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств.

2. Метод убеждения – это значит разъеснять, применяя эмоционально – словестное воздействие, подчас опираясь на внутренние или привечая к увещеванию, то есть сочетая просьбу с разъяснением и внушением.

3. Метод побуждения. Главное здесь нацелить человек на деятельность в соответ с его интересами и потребностями.

4. Метод поощрение – стимулирование человеческой деятельности, в поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида

5. Метод порицания – это реакция на нежелательную деятельность и поведение.

IV. Юридические методы или правовые

Их необходимо рассматривать в контексте правовых основ управления, поскольку содержание и границы применения административных и экономических методов регламентируются нормативными актами, которые юридически закрепляют концепцию права и обязанности субъектов управления возможности маневрированием ресурсами.

Ведущее место в практике соц работы занимают административные и экономические методы. Деление этих методов в известной мере условно, так как четкое обособление каждого из них не всегда представляется возможным: они взаимодействуют друг с другом и имеют немало общих черт. В то же время им присущи различия в способах и мотивационном механизме воздействия на объекты управления.

4.Социальные проблемы: сущность, источники и причины возникновения.

1. Социальные проблемы – проявление разрыва соц отношений или разрушения соц норм функционирования в следствии обострения существующих противоречий, которые изменяют человеческие ценности, нормы поведения и ведут к соц отклонениям и реакциям; это нарушение определенной гармонии субъект-обект, субъект-субъект

Проблемы бывают объективные, то есть связанные с внешним миром; субъективные, то есть связанные с внутренним миром.

Социальные проблемы это сложные познавательные задачи, решение которых представляют существенный теоретических и практический интерес

Глобальные проблемы:

1. Возникающие в системе отношений «человек-природа» (экология, ресурсы)

2. Возникающие в системе отношений «человек-общество» (образование, здравоохранение, культура)

3. интерсоциальные (между общностями, этносами)

Методология проявления проблем:

1. Генезис возникновения и детерминация проблем (как, почему возникла проблема)

2. становление, конституирование проблемы (как и в каким формах выражается проблема)

3. диагностика и прогнозирование проблемы

4. типология проблем (тип и виды)

5. модификации и метаморфозы проблем (как они проявляются)

6. регулирование разрешения и погашения проблем

Виды социальных проблем и причины их классификации

Если взять за основу проблемы с точки зрения уровня организации уровня общественной жизни, то выявляют след проблемы:

— между индивидами (личностные)

— между соц группами (групповые)

— между классами (классовые)

— между соц системами

По характеру отношений:

— политические

— экономические

— национальные

— трудовые

— семейные.

По способности экономической системы через свои институты выявлять и разрешать проблемы:

— институциализированные (судебные, законадательные)

— внеинституционные

По времени существования проблемы:

— долговременные

— кратковременные

По способу разрешения:

— мирные

— насильственные

Факторы и источники проблем.

1. Информация

2. Структурные факторы, связанные с учреждениями формальными или неформальными отношениями

3. Ценностные

4. Поведенческие

5. Факторы отношений

Причина социальных проблем

1. Неадекватность претензий сторон к возможности их удовлетворения

2. несовпадение индивидуальных и общественных ценностей (недопонимание людей друг другом)

3. Ненависть расовая, религиозная, зависть

Технология разрешения личностных проблем.

Проблемы бывают реально разрешимые, потенциально разрешимые, неразрешимые.

При решении любой жизненной проблемы необходимо учитывать критерии ее разрешимости:

1. Информационный путь, то ест наличие необходимой информации

2. Детерминационный, то есть формулировка причин, блокирующих решения проблемы

3. Ресурсный

4. Инструментальный

5. Мотивационный

6. Экономический

Задачами и условиями решения проблем яв:

— правильно сформулированные проблемы позволяют действовать в необходимом направлении

— обеспечение выбора оптимального инструментария соц воздействия и эффективности соц работы

— решение внутренних и внешних противоречий

Социальные противоречия – это взаимодействия сторон или тенденций проходящих в своем развитии нескольких стадий. В своем развитии противоречия проходят несколько стадий.

— стадия сущ различий – характеризуется перерастанием несуществующих различий в существующие

— стадия противоположностей – характеризуется поляризацией пантогонизма в отношении. Перерастания различий в взаимоотрицаемые противоположности

— стадия конфликта – перерастают в открытые противоборства

5.Сущность и содержание технологии социальной адаптации. (в альбоме по Техн СР)


6.Особенности реализации социальной диагностики (в тетради Техн СР)


7.Формы и методы социальной терапии.(в тетр и альбоме ТЕхн СР)


8.Технология социальной экспертизы (в тетр и альбоме Техн СР)


9.Социальная реабилитация: сущность и содержание. (в тетр Техн СР)


10.Технология консультирования и посредничества в социальной работе.(в альбоме и тетр по Техн СР)


11.Технология социальной работы с пожилыми гражданами.


12.Содержание и основные направления профилактической работы. (в тетр Техн СР)


13.Основные цели, задачи и функции социального обслуживания. (в тетр Техн СР лекция наз-ся Правовой инструментарий в СР)

+ Соц обслуживание – деятльеность по оказанию разл видов соц услег, предоставляется на льготных условиях лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Три компонента соц обслуживания:

1. системно-инфроструктурные стационарные учреждения:

— дома интернаты для престарелых и инвалидов

— дома интернаты для психохроников

— детский дом интернат для умственно отсталых детей

— детский дом интернат для детей с физическими недостатками.

Общие функции:

— функции бытовых устройств и мед помощи

— обеспечение трудовой деятельности

2. системно-организационное, нормативно правовое, законодательно, кадровое обеспечение

3. системно-содержательный (принципы, виды, соц обслуживание)

Принципы:

— адресность

— доступность

— добровольность

— гуманность

— приоритетность (детей и несовершеннолетних)

— конфиденциальность

— профилактическая направленность

Потранажное соц обслуживание: КЦО, ЦСО, ЦСПС, ЦД

Основные виды соц обслуживания

— соц потранаж (обслуж вне стационара

— стационар

— временный приют бомжам, детям, подросткам

— реабилитационные услуги

Цель соц обслуживания – организация разнообразных форм реабилитации

Функции соц обслуживания:

1. выявление и учет семей, отдельных граждан, нуждающихся в соц поддержке. Профилактика бедности, создание семьям условий для самостоятельного обеспечения, содействие в развитии нетрадиционных форм воспитания (дошкольного, школьного, внешкольного), организация вынужденного временного пребывания ребенка вне семьи.

2. консультирование. Участие в подготовки молодежи в выборе профессии, подготовка к браку, консультирование по соц вопросам

3. соц реабилитирование и проектирование: социальное и психологическое

4. информирование населения, изучение прогноз соц служб, направление, предоставление инфы для решения сложной жизненной ситуации, распространение среди населения медико-психологичсеких, педагогических знаний, изучение потребностей клиента

5. участие в организации по преодоления чрезвычайной ситуации

14.Профессионально-этические требования к личности социального работника.

Раздел этики, которы занимается изучением качеств личности называется аретология (с греч. Добродетель). Формирование личности соц.работника представляет собой довольно трудный и болезненный процесс.

Потому что мы можем назвать выдвигаемые требования, но специалист подвергается влиянию и не всегда позитивному (Среда (социальная, профессиональная), сущность и содержание профессиональной деятельности (любая профессия оказывает влияние на личность своего носителя), проф.этические кодексы и проф.этич. системы специалистов зарубежных стран (на сегодняшний день практически в каждой стране созданы Проф ассоциации соц.работников. у которой есть кодекс), индивидуальное сознание соц.работника).

Интегративная характеристика личности соц.работника выражается формулой Гуманистическая направленность личности. 1. признание чел-ка высшей ценностью

2. осознанная приверженность к гуманистическим ценностям 3.установка на деятельность по реализации гуманистических ценностей. 4. мотивация основной деятельности необходимостью реализации гуманистических ценностей

Перечень требований к личности специалиста:

— доброта, сострадание, тактичный, альтруистом, терпеливость, объективность, справедливость, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированное. Представление об абсолютной ценности каждого человека.

Требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы, изложены в Государственном образовательном стандарте высшего и профессионального образования, утвержденном Госкомвузом Российской Федерации в 1994 г.

Эти требования представлены несколькими группами:

1) общими требованиями к образованности специалиста;

2) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

3) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих математических и естественно-научных дисциплин;

4) требованиями к знаниям и умениям по циклу общепрофессиональных дисциплин направления и 5) требованиями к знаниям и умениям по циклу специальных дисциплин направления.

Требования бывают общепрофессиональные (сферы СР, умение пользоваться учебн пособ по СР, общие разделы педагогики, психологии и др) и специальные (технологии прогозир, проектир, инновации).

ПО Павленку: Также же важны такие личностные качества социального работника, как интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей. Во-первых, социальный работник должен поддерживать и развивать значимость, этику, знания и миссию профессии, во-вторых, содействовать профессии, делая социальные службы доступными широким слоям населения, и в-третьих, нести ответственность за развитие и всестороннее применение знаний в профессиональной практике.

Согласно шестому разделу «Этические обязательства социального работника по отношению к обществу» социальный работник должен способствовать всеобщему благосостоянию общества. В этот раздел вошли вопросы, связанные с обязанностью социального работника предотвращать и устранять дискриминацию, стремиться к тому, чтобы все лица (особенно нуждающиеся) имели свободу выбора и равные возможности, имели доступ к средствам и услугам, которые им необходимы. Социальный работник обязан также способствовать политическим и законодательным изменениям, направленным на улучшение жизни людей.

Ясно, что эти сформулированные принципы кодекса этики социального работника отражают только основные требования к деятельности социального работника. Кроме того, они должны учитывать традиции российского общества, а также накопленный теоретический и практический опыт социальной работы в нашей стране.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *