Ассоциации и союзы

Алгоритм анализа эффективности экспортных операций ЗАО ЧМЖК

Целью анализа экспортной деятельности ЗАО ЧМЖК является оценка места и роли экспортной деятельности комбината, а также разработка рекомендаций и предложений по повышению ее эффективности.

Анализ экспортных операций ЗАО ЧМЖК будет складываться из следующих основных этапов (рисунок 1.5).

1. Анализ внешней микросреды.

2. Анализ структуры и динамики экспорта.

3. Анализ среднегодовых цен на продукцию и накладных расходов по экспорту товаров.

4. Анализ показателей экономической эффективности экспорта.

В процессе анализа будут использованы традиционные способы и приемы экономического анализа:

— расчет абсолютных, относительных, средних величин;

— методы сравнения, группировок;

— индексный метод и метод цепных подстановок;

— балансовый метод.

1. Анализ внешней микросреды.

На данном этапе будет рассмотрено состояние масложировой отрасли, деятельности конкурентов на внешнем рынке, а также главные факторы конкурентоспособности ЗАО ЧМЖК.

Рисунок 1.5 – Алгоритм анализа эффективности экспортных операций ЗАО ЧМЖК

2. Анализ структуры и динамики экспорта.

На этом этапе рассматривается структура и динамика общего объема реализованной продукции, а также реализованного на экспорт, в натуральном и денежном выражении. Выявляются факторы, влияющие на изменение объемов экспорта.

Перед непосредственным анализом эффективности экспортной деятельности сравниваются следующие показатели:

1) удельный вес экспортной продукции в общей выручке;

2) темпы роста выручки от реализации продукции и темпы роста реализации продукции на экспорт.

Удельный вес экспортной продукции в общем объеме составит ( ):

где – объем продукции, реализованный на экспорт;

– общий объем реализованной продукции.

Далее определим удельный вес экспортной продукции по каждому виду ( ):

где – объем продукции i-го вида, реализованный на экспорт, тыс. руб.;

– общий объем реализованной продукции i-го вида, тыс. руб.

Темпы роста выручки от реализации продукции, в том числе на экспорт, рассчитываются по формуле:

где – темпы роста выручки от реализации продукции;

– объем реализованной продукции за анализируемый период;

– объем реализованной продукции за предыдущий период.

3. Анализ среднегодовых цен продукции предприятияи накладных расходов по экспорту товаров.

Поскольку содержательную экономическую информацию дают показатели, опирающиеся на фактические значения экспортных цен, то необходимо рассмотреть динамику изменения среднегодовых цен на продукцию масложирового комбината для каждого из рынков реализации. С помощью метода цепных подстановок будут рассчитаны абсолютные отклонения и темпы роста среднегодовых цен реализации продукции на внешнем рынке.

Необходимость данного анализа определяется тем, что увеличение накладных затрат приводят к уменьшению прибыли от реализации товаров на экспорт. Снижение накладных расходов ведет к повышению эффективно­сти экспорта.

Анализ накладных расходов проводится в сравнении с предше­ствующим периодом и по отношению к объему реализации в целом (относительный уровень накладныхрасходов).

Для определения относительного уровня накладных расходов ( ) абсолютная стоимость таких расходов сопоставляется с внутренней стоимостью товаров (себестоимостью):

где – величина накладных расходов;

– себестоимость экспортных товаров.

Показатель определяет, какую часть накладные расходы составляют от внутренней стоимости (себестоимости) товаров. Прибавление этих расходов к ней дает полную себестоимость товара.

Изменение относительного уровня накладных расходов может быть вызвано изменением объемов поставок на экспорт, сдвигами в структуре реализованной продукции, изменением себестоимости, цен каждого вида продукции, а также изменением абсолютной величины накладных расходов.

4. Анализ показателей экономической эффективности экспорта.

Экономическую эффективность экспорта характеризуют не­сколько показателей.

1. Показатель экономического эффекта экспорта – прибыли отэкспорта:

где и – величина накладных расходов в национальной (руб.) и иностранной валютах;

– себестоимость реализованных товаров;

– стоимость реализованных товаров в иностранной валюте;

– прибыль от экспорта.

Прибыль от экспорта также может быть определена следующим образом:

где – рублевый эквивалент валютной выручки;

– рублевый эквивалент накладных расходов в иностранной валюте, определяется путем умножения на курс рубля к иностранной валюте на день пересчета.

В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования.

Прибыль от экспорта ЗАО ЧМЖК в отчетном году сравнивается с аналогич­ными показателями базисного года. Выявляет­ся динамика данного показателя.

2. Показатели экономической эффективности.

Показатель экономической эффективности экспорта может быть определен как отношение выручки от экспорта к связанным с ним затратам:

где – рублевой эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый путем пересчета валютной выручки в рубли по курсу на дату поступления валюты, руб;

– полные затраты предприятия на экспорт, руб.

Экономический смысл показателя эффективности состоит в том, что он показывает, какое количество выгоды, результата имеется на каждый рубль затрат. Необходимым условием эффективности экспорта является то, чтобы этот показатель был больше единицы.

Этот показатель сравнивается с показателем , характеризующим эффективность реализации продукции данного вида на внутреннем рынке:

где – объём экспорта во внутренних среднегодовых ценах, руб.;

– производственная себестоимость экспортных товаров, руб.

Таким образом, для определения эффективности экспорта необходимо рассчитать оба коэффициента и сопоставить их:

1) если и , экспорт товара эффективен;

2) если , а , то экспорт неэффективен, так как экспортные затраты превышают экспортный доход;

3) если , а , то экспорт неэффективен, так как прибыль от продажи товара внутри страны будет выше, чем от экспорта;

4) если и , то экспорт товара неэффективен.

Третий показатель экономической эффективности позволяет оценить какой процент от результатов экспорта предприятия составляет доход от экспорта, а также определяет сколько раз за рассматриваемый период смог обернуться авансированный на экспорт капитал. Расчет показателя осуществляется по формуле:

Соответственно, чем больше величина , тем выгоднее экспорт соответствующим товаром.

4. О динамике эффективности экспорта можно судить по соотношению темпов прироста доли экспортной продукции в общем объеме производства с темпами прироста доли прибыли от экспор­та в общем объеме прибыли от реализации.

Например, если доля экспортной продукции выросла по срав­нению с предыдущим периодом в большей степени, чем удельный вес прибыли от экспорта в общем объеме прибыли от реализации, то можно сказать, что эффективность экспорта снизилась.

Эффективность экспорта увеличивается в сравнении с преды­дущим периодом, если темп прироста доли экспортной продукции меньше темпа прироста доли прибыли от экспорта

5. Показатель рентабельности экспортируемой продукции ( ) сравниваются с аналогичным показателем продукции того же вида, реализуемой на внутреннем рынке ( ).

Экспорт более эффективен, если . Кроме того, имеет смысл расчет показателя рентабельности реализации продукции на различных зарубежных
рынках [10].

Выводы по первому разделу

Внешнеторговая операция представляет собой комплекс действий контрагентов разных стран, направленных на совершение торгового обмена и обеспечивающих этот обмен.

Внешнеторговые операции можно классифицировать по различным критериям: по методам торговли, по формам торговли, по направлениям торговли, по степени готовности продукции, по видам товаров и услуг.

Всю систему показателей экономической эффективности внешнеэкономической деятельности можно разделить на две группы: показатели эффекта и показатели эффективности.

В результате рассмотрения нескольких методик оценки внешнеторговых операций, был сформулирован алгоритм анализа оценки экспортных операций. Анализ содержит следующие этапы: 1) анализ внешней микросреды; 2) анализ структуры и динамики экспорта; 3) анализ среднегодовых цен на продукцию и накладных расходов по экспорту товаров; 4) анализ показателей экономической эффективности экспорта; 5) анализ показателей экономической эффективности отдельного вида экспортируемой продукции.

[U1] Вставить формулировку про эффективность, как соотношение затрат

[U2]Вставить формулировку про эффективность, как соотношение прибыли к затратам


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *