Электродвигатель асинхронный трехфазный

ТРЕХФАЗНЫЕ ОБЩЕПРОМЫШЛЕННЫЕ АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ

Общепромышленные асинхронные трехфазные электродвигатели применяются в станкостроении, деревообрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, строительной технике, системах промышленной вентиляции, на транспортерах, подъемниках, при комплектации промышленных насосов и ином насосном оборудовании, холодильных и вакуумных установках. Трехфазные электродвигатели этой группы выполнены в соответствии с международными и российским стандартами – CENELEC – DIN42673/DIN42677 и ГОСТ Р 51689 и активно используются в ремонте и комплектации импортного и отечественного оборудования. Сегодня в номенклатуре продукции представлена практически полная линейка асинхронных двигателей с высотой вала от 56 по 315 мм включительно.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Все асинхронные электродвигатели выпускаются различных технологических и конструктивных исполнений. Помимо традиционных модификаций (стандартные, многоскоростные, с повышенным скольжением, со встроенными датчиками и блоком температурной защиты, со встроенным тормозом, химостойкие, фреономаслостойкие, встраиваемые, моноблочные, редукторные, морские, однофазные), также изготавливают ряд узкоспециализированных общепромышленных асинхронных электродвигателей. Такие машины снабжены дополнительными устройствами и эксплуатируются в условиях очень высоких или низких температур (сушильные и холодильные камеры), повышенной влажности и запыленности (птицефабрики, дробильное производство) и т.д.

КАК ПОДОБРАТЬ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ВЗАМЕН ВЫШЕДШЕГО ИЗ СТРОЯ?

На странице «Прайс-листы» нашего сайта приведен отдельный прайс-лист на трёхфазные асинхронные электродвигатели. Он позволяет не только ознакомиться с ценой, но и выглядит в виде Таблицы, по которой можно самостоятельно выбрать необходимый Вам электродвигатель.

Как осуществить выбор асинхронного электродвигателя (пример).

- Высота вала электродвигателя. Это первый параметр, по которому мы производим выбор.
Например: АИР 80, АИР 132. Цифры «80», «132» обозначают расстояние в миллиметрах по вертикали (высоту) от поверхности, на которой устанавливается электродвигатель до середины его вала. Этот размер можно легко замерить на Вашем старом электродвигателе. По этому размеру мы получаем ограниченную группу электродвигателей.

- Мощность электромотора и число оборотов в минуту. Внутри уже выбранной группы с определённой высотой вала мы видим несколько сочетаний мощности и числа оборотов электродвигателей.
В нашем примере, для электродвигателей АИР 80 – 0,75*1000. 1,1*1000. 1,1*1500. 1,5*1500. 1,5*3000 и так далее.
Первая цифра здесь обозначает мощность электродвигателя в киловаттах (кВт), а вторая – число оборотов вала в минуту (об/мин). По необходимому Вам сочетанию мощности и числа оборотов мы уже можем предварительно выбрать марку электродвигателя. Для нашего примера: при высоте вала 80 мм. мощности 1,5 кВт и 3000 об/мин мы получаем марку электродвигателя – АИР 80 А2.

- Исполнение монтажное. Для исполнения «на лапах» существует обозначение 1М1081, для «фланцевого» исполнения – 1М 3081, для «комбинированного» исполнения (у асинхронного электродвигателя имеются и лапы и фланец) – 1М2081. Для нашего примера примем исполнение «на лапах», то есть 1М1081.

- Климатическое исполнение электродвигателей. В России в основном применяются исполнения У1, У2, У3 (умеренный климат трёх групп), но существуют климатические исполнения электродвигателей Т (тропическое), Х (холодный климат), ХЛ, УХЛ, О и т.д. однако мы не станем их рассматривать ввиду крайней ограниченности применения.

Таким образом, полная марка подобранного нами по Прайс-листу электродвигателя на лапах, с высотой вала 80 мм, мощностью 1,5 кВт и числом оборотов в минуту равным 3000, - будет выглядеть, как АИР 80 А2 1М1081 У3 .
Если Вы всё же сомневаетесь в правильности своего выбора электродвигателя переменного тока, то определить точную марку необходимого Вам асинхронного электродвигателя помогут наши менеджеры. Для этого нужно просто позвонить по телефонам:
(495) 786-99-35, 305-69-73 .

- На нашем сайте также представлена таблица габаритных, установочных и присоединительных размеров асинхронных электродвигателей серий АИР, 4А, 4АМ, АИ – исполнений 1М1081, 1М2081, 1М3081 со степенью защиты IP44, IP54.
Если Вы заранее знаете точную марку электродвигателя или подобрали её по нашему Прайс-листу, эта таблица позволит Вам убедиться, что Вы заказываете именно тот электродвигатель, который точно подойдёт к имеющемуся у Вас оборудованию.
ВНИМАНИЕ: таблица габаритных размеров расположена слева вверху этой страницы.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА.

Большое значение в предупреждении отказов асинхронных электродвигателей имеет своевременное и квалифицированное выполнение регламентных работ.
Во время эксплуатации необходимо контролировать его техническое состояние. Выявление отклонений в работе: посторонних шумов и стуков, увеличения вибрации, повышенного нагрева корпуса и подшипниковых узлов – позволит вовремя принять необходимые меры.
Систематически проводить техническое обслуживание в полном объеме. Периодичность и порядок указаны в руководстве по эксплуатации асинхронного двигателя. Сокращать или увеличивать периодичность осмотров и ремонтов запрещается. При техническом обслуживании необходимо проводить наружный осмотр, очищать корпус двигателя и вентиляционные отверстия кожуха от грязи, проверять надежность заземления и состояние контактных соединений, измерять сопротивление изоляции обмотки статора, проверять исправность и надежность крепления двигателя к месту установки и соединения с приводимым механизмом, проверять затяжку резьбовых соединений и состояние уплотнений по линии вала.
При текущих ремонтах необходимо производить демонтаж двигателя, чистку и сушку корпусных деталей и кожуха вентиляторного узла, замену уплотнений по линии вала, пополнение или полную замену консистентной смазки для двигателей с открытыми подшипниками, а также замену подшипников.
Для смазки подшипников применять смазку, указанную в инструкции по эксплуатации, которую заводы-изготовители поставляют вместе с двигателями. Допускается использовать другие смазки, имеющие одинаковую основу с указанными. Допускается пополнение смазки без удаления отработанной. После двух пополнений смазка должна быть заменена полностью. Пополнение и замену смазки рекомендуется производить при текущих ремонтах. Периодичность пополнения для двигателей и количество смазки указывается в инструкции по эксплуатации, иногда – в паспорте. При полной замене смазки необходима разборка и промывка подшипникового узла.
Замену резиновых уплотнений производить в сроки, указанные в инструкции и руководстве по эксплуатации. Хранить двигатели следует в закрытом, сухом и вентилируемом помещении.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ И ИХ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ (МАРКИРОВКА).

Общепромышленные асинхронные электродвигатели серии АИР

(взаимозаменяемые с сериями А, 5А, 5АМ, 4А, 4АМ, АД)
Электродвигатели асинхронные трехфазные закрытого обдуваемого общепромышленного исполнения с короткозамкнутым ротором предназначены для привода различных механизмов: станков, насосов, компрессоров, вентиляторов, мельниц и т.п.
Асинхронные электродвигатели АИР - взаимозаменяемые с электродвигателями серии 5А, 4А.
Электродвигатели АИР - унифицированная серия асинхронных электродвигателей. Серия двигателей АИР охватывает диапазон мощностей от 0,06 до 315 кВт. Электродвигатели АИР изготовляются в чугунном исполнении (станина и щиты из чугуна) и в алюминиевом исполнении (станина из алюминиевого сплава, щиты из чугуна). Конструктивные исполнения и способ монтажа – по ГОСТ 2479-79. Конструктивные исполнения по способу монтажа: IM1081-IM1082

Конструктивное исполнение по способу монтажа: IM1081 – электродвигатель на лапах с одним цилиндрическим концом вала любого пространственного положения
Электродвигатель асинхронный трехфазный

Конструктивное исполнение по способу монтажа: IM1082 – электродвигатель на лапах с двумя цилиндрическими концами вала любого пространственного положения. Конструктивные исполнения по способу монтажа: IM2081-IM2082
Электродвигатель асинхронный трехфазный

Конструктивное исполнение по способу монтажа: IM2081 – электродвигатель на лапах и с фланцем, с одним цилиндрическим концом вала любого пространственного положения.
Электродвигатель асинхронный трехфазный

Конструктивное исполнение по способу монтажа: IM2082 – электродвигатель на лапах и с фланцем, с двумя цилиндрическими концами вала любого пространственного положения. Конструктивные исполнения по способу монтажа: IM3081-IM3082
Электродвигатель асинхронный трехфазный

Конструктивное исполнение по способу монтажа: IM3082 – электродвигатель с фланцем, с двумя цилиндрическими концами вала любого пространственного положения.
Электродвигатель асинхронный трехфазный

Исполнения асинхронных электродвигателей серии АИР:

- основное;
- модификации по условиям окружающей среды (тропическое, химически стойкое, для сельского хозяйства);
- по точности установочных размеров (высокой точности и повышенной точности);
- с дополнительными устройствами (с фазным ротором, со встроенным электромагнитным тормозом);
- с повышенным пусковым моментом;
- с повышенным скольжением, многоскоростные;
- узкоспециальные (для судовых механизмов, для привода моноблочных насосов, рудничное исполнение, для привода бессальниковых компрессоров и др.).

Электродвигатели серии АИР изготавливаются на напряжение 220, 380, 660В.
Частота тока - 50 и 60Гц.
Степень защиты электродвигателей: IP 44, IP 54, IP 55.

Обозначения конструктивных исполнений асинхронных электродвигателей по способу монтажа:
Код исполнения состоит из латинских букв IM и четырех цифр. Например: IM 1081, IM 3082.
1-я цифра - конструктивное исполнение:
- 1 - на лапах с подшипниковыми щитами;
- 2 - на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах);
- 3 - без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах), с цокольным фланцем.
2 и 3 цифра -способ монтажа двигателя
4-я цифра -исполнение конца вала электрической машины:
- 0 - без конца вала;
- 1 - с одним цилиндрическим концом вала;
- 2 - с двумя цилиндрическими концами вала.

Структура условного обозначения АИХХ XXX ХХХ Х ХХ:

А — асинхронный;
И — унифицированная серия (И - Интерэлектро);
X — привязка мощностей установочным размерам (Р-по PC 3031 -71, С - по CENELEK док. 28/ 64);
X — Р - с повышенным пусковым моментом, — С - с повышенным скольжением;

XXX — габарит, мм;

X — установочный размер по длине станины (S,M,L);
X — длина сердечника статора (А или В, отсутствие буквы означает только одну длину сердечника - первую);
X — число полюсов: 2, 4, 6, 8, 10;

X — дополнительные буквы для модификаций двигателя (Б - со встроенной температурной защитой; П - с повышенной точностью по установочным размерам; Х2 - химически стойкие; С - сельскохозяйственные);

XX — климатическое исполнение (У, Т, ХЛ) и категория размещения (1, 2, 3, 4, 5).

Например: АИР 180 М4 1М1081 У2
1. Обозначение серии (АИР)
2. Габарит - высота оси вращения, мм (180)
3. Установочный размер по длине станины (M)
4. Число полюсов (4)
5. Конструктивное исполнение - на лапах с одним концом вала (1М1081)
6. Климатическое исполнение по ГОСТ 15150 (У2)

Асинхронные электродвигатели общего назначения

Электродвигатель асинхронный трехфазный
Электродвигатели асинхронные трехфазные закрытого обдуваемого исполнения с короткозамкнутым контуром серий АИР, 5А с привязкой мощности к установочным размерам по ГОСТ28330-89.
Электродвигатели серии 5А полностью взаимозаменяемы с соответствующими типами электродвигателей серий 4Д, АИР.
Электродвигатели предназначены для работы в режимах S1-S6 ГОСТ 183-74 (номинальная мощность указана для длительного режима S1) от сети переменного тока 50 Гц, напряжением 220, 380, 660 В, по требованию заказчика двигатели изготавливаются на другие стандартные напряжения до 660В и частоту сети 60Гц.
Электродвигатели используются в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве: для привода станков, насосов, компрессоров, вентиляторов, мельниц, кормоизмельчителей, транспортных механизмов и т.д.

Асинхронные электродвигатели защищенного исполнения

Электродвигатель асинхронный трехфазный
Электродвигатели асинхронные трехфазные защищенного исполнения (степень защиты IP23) с короткозамкнутым ротором.
Режим работы продолжительный S1 от сети переменного тока частотой 50Гц, напряжением 220, 380, 660В.

Взрывозащищенные электродвигатели серий ВА, ВРА, ВАР.

Электродвигатель асинхронный трехфазный
ВА - для нефтеперерабатывающей, газовой и химической промышленности с уровнем взрывозащиты IExdllBT4(T5)/2ExdllCT4. ВРА, ВААР (Рудничные) - для угольных и сланцевых шахт, опасных по газу (метану) и угольной (Сланцевой) пыли с уровнем взрывозащиты РВ3В.

Асинхронные электродвигатели с повышенным скольжением

Электродвигатель асинхронный трехфазный
Электродвигатели асинхронные трехфазные с повышенным скольжением рассчитаны для повторно-кратковременного режима работы S3, с продолжительностью включения ПВ=15.25.40.60.100%.
Двигатели предназначены для привода подъемно-транспортного, металлургического, кузнечно-прессового оборудования и т.д.

Многоскоростные асинхронные электродвигатели

Электродвигатель асинхронный трехфазный
Электродвигатели асинхронные трехфазные многоскоростные расчитаны для работы в режимах S1-S6 от сети переменного тока 50Гц,220, 380, 660 В.
Электродвигатели могут иметь две, три или четыре частоты вращения, которые изменяются переключением обмотки на другое число полюсов.

Наша Фирма предлагает ряд общепромышленных трёхфазных асинхронных электродвигателей стандартных исполнений: на лапах, комбинированных и фланцевых; различных производителей и всех основных типоразмеров.
С ассортиментом и техническими характеристиками Вы можете ознакомиться на странице сайта:
"Прайс-листы" .
С удовольствием проконсультируем Вас и по телефону.

*****

Трехфазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором

В сельском хозяйстве используется несколько миллионов трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором. Этот тип электродвигателя является основным техническим средством при электромеханизации производственных процессов во всех отраслях сельского хозяйства.

Трехфазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором состоит из корпуса 7. неподвижного статора 6. вращающегося ротора 5 и двух подшипниковых щитов 4 с подшипниками качения или скольжения, расположенными в центре щитов (ри.26).

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Статор двигателя состоит из сердечника 6 и трехфазной обмотки 8. Корпус изготовляется из чугуна или из алюминиевых сплавов.

Сердечник статора (рис.27)

Электродвигатель асинхронный трехфазный

набирается из штампованных листов электротехнической стали толщиной 0,3 или 0,5 мм, изолированных друг от друга покраской лаком для уменьшения потерь на вихревые токи. На внутренней поверхности сердечника имеются открытые пазы для укладки в них трехфазной обмотки, выполненной из изолированного провода. Оси обмоток расположены симметрично под углом 120° друг к другу.

Каждая обмотка-фаза имеет маркировку, приведенную ниже.

Ротор асинхронного электродвигателя состоит из вала, опирающегося на подшипники, сердечника и обмотки. Сердечник ротора набирается из штампованных листов электротехнической стали. На внешней поверхности сердечника имеются пазы, в которых размещаются медные или алюминиевые стержни обмотки ротора без изоляции. Концы стержней путем сварки или литья под давлением соединяются с кольцами. В результате получается короткозамкнутая обмотка ротора, напоминающая беличье колесо (рис.28).

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Принцип действия асинхронного электродвигателя основан на взаимодействии индуктированного тока ротора с магнитным потоком статора. При включении обмотки трехфазного двигателя под напряжение источника трехфазного переменного тока образуется вращающееся магнитное поле, частота вращения которого равна n1 =60f/p, где n1 —частота вращения магнитного поля, об/мин; f — частота тока, Гц; р — число пар магнитных полюсов двигателя.

Силовые линии вращающегося магнитного поля пересекают стержни короткозамкнутой обмотки ротора и в них индуктируется э.д.с. которая вызывает появление тока и магнитного потока в роторе двигателя.

Взаимодействие магнитного поля статора с потоком ротора создает механический вращающий момент, под действием которого ротор начинает вращаться. Частота вращения ротора несколько меньше частоты вращения магнитного поля. Такой двигатель называется асинхронным. Величина, характеризующая отставание ротора от магнитного поля в относительных единицах, называется скольжением, подсчитывают ее по формуле

Электродвигатель асинхронный трехфазный

где n2 - номинальная частота вращения ротора, об/мин.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

На рис. 29 изображена механическая характеристика асинхронного короткозамкнутого электродвигателя, из которой видно, что при неподвижном роторе в момент пуска двигателя n2 = 0 и S=1 и момент на его валу равен пусковому Мпуск. При номинальной нагрузке (номинальном моменте Мн ) S=0,02/0,07 и n2 = (0,98/ 0,93)n1. С увеличением нагрузки, не превышающей максимального момента, частота вращения уменьшается незначительно (характеристика жесткая). При дальнейшем увеличении нагрузки частота вращения и момент двигателя резко уменьшаются (участок CD), двигатель чрезмерно нагревается и может выйти из строя.

Для включения двигателя в сеть его ста-торные обмотки должны быть соединены в одну из схем — в звезду или треугольник. Для включения двигателя в сеть его статорные обмотки должны быть соединены в одну из схем - в звезду или треугольник. Для выбора схемы соединения обмоток двигателя используют табл. I.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

При неправильном выборе схемы соединения обмоток двигатель во время работы может выйти из строя.

Если линейное напряжение в сети (т. е. напряжение, имеющееся в хозяйстве) совпадает с большим напряжением, указанным в паспорте двигателя, то обмотки статора нужно соединять в звезду; если же напряжение в сети совпадает с меньшим напряжением, указанным на двигателе, то обмотку статора нужно соединить в треугольник. Если же напряжение в сети не совпадает ни с одним из напряжений, указанных на двигателе, то такой двигатель не может быть использован в данном хозяйстве.

Чтобы двигатель включить в сеть по схеме «звезда», нужно все концы обмоток (С4, С5, С6) соединить электрически в одну точку, а все начала обмоток (C1, С2, СЗ) присоединить к фазам сети А, В, С (рис.30,а).

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Для включения двигателя по схеме «треугольник» нужно начало первой обмотки соединить с концом второй, начало второй обмотки— с концом третьей и начало третьей — с концом первой. Места соединений обмоток подключают к трем фазам сети (рис.30, б).

Для изменения направления вращения трехфазного асинхронного электродвигателя достаточно поменять местами две любых фазы сети независимо от схемы включения электродвигателя. Для (быстрого изменения направления вращения двигателя применяют реверсивные рубильники (рис.31),

Электродвигатель асинхронный трехфазный

или реверсивные магнитные пускатели.

Трехфазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором наряду с простотой конструкции, высокой надежностью в работе, долговечностью, низкой стоимостью и универсальностью обладает одним существенным недостатком: при его пуске возникает пусковой ток, величина которого в 5—7 раз больше номинального. Большой пусковой ток, на который электрическая сеть обычно не рассчитана, вызывает значительное снижение напряжения, что в свою очередь отрицательно влияет на устойчивую работу соседних электроприемников.

Чтобы уменьшить пусковые токи трехфазных асинхронных ко-роткозамкнутых двигателей больших мощностей, их включают с помощью переключателя схем со звезды на треугольник (рис.32).

Электродвигатель асинхронный трехфазный

При этом сначала двигатель соединяется по схеме «звезда» (нижнее положение ножей переключателя П), потом, после того как ротор двигателя наберет обороты, его обмотки переключаются в схему «треугольник» (верхнее положение ножей переключателя П). При среднем положении ножей переключателя П двигатель отключен от сети. Снижение пускового тока двигателя при переключении его обмоток со звезды на треугольник происходит потому, что вместо предназначенной для данного напряжения сети сxeмы «треугольник» каждая обмотка двигателя включается на напряжение в √3 меньшее, а потребляемый ток снижается в три раза. Снижается также в три раза и мощность, развиваемая электродвигателем при пуске. Поэтому изложенный способ снижения пускового тока можно использовать лишь при нагрузке не более 1/3 номинальной.

На каждом электрическом двигателе должен быть технический паспорт в виде металлической пластинки, укрепленной на его корпусе. В паспорте трехфазного асинхронного электродвигателя приводятся его основные технические данные, тип электродвигателя, заводской номер, номинальные: напряжение, ток, мощность, частота вращения, коэффициент мощности, коэффициент полезного действия, масса и др.

На практике получили распространение трехфазные асинхронные короткозамкнутые электродвигатели трех серий: А, А2, 4А. Асинхронные электродвигатели серии 4А имеют следующие преимущества по сравнению с двигателями серии А2; меньше масса (в среднем на 18%), габариты, высота оси вращения и другие установочные размеры; снижение уровня воздушного шума и вибраций; большие пусковые моменты, большое удобство при монтаже и эксплуатации, повышенная надежность.

В инкубаториях рекомендуется применять трехфазные электродвигатели AOЛ2, 4АА; 4АР.

*****

Асинхронные трехфазные электродвигатели переменного тока серии DRIVE

Компания «Энерго Ресурс» представляет к продаже асинхронные трехфазные электродвигатели, цена которых выгодно отличается от других предложений на рынке. Это достигается за счет того, что мы работаем напрямую с производителем. Мы официально представляем на рынке России и стран СНГ известного изготовителя асинхронных трехфазных электродвигателей и другого низковольтного оборудования – компанию IEK.

Наша компания осуществляет доставку асинхронных трехфазных электродвигателей в любой регион России, а также в страны СНГ, предлагая при этом доступные цены и гибкую систему скидок. Таким образом, у нас можно приобрести асинхронный трехфазный электродвигатель, цена которого будет существенно ниже, чем у конкурентов.

Асинхронный трехфазный электродвигатель АИР

В нашем ассортименте особое место занимают электродвигатели асинхронные трехфазные АИР. Они находят широкое распространение в промышленности и применяются в различных машинах, устройствах и механизмах, где не требуется регулировка частоты вращения. Таким образом, электродвигатели асинхронные трехфазные АИР подходят для применения в насосных устройствах, компрессорных установках, приводах вентиляторов, лифтах, эскалаторах и других устройствах.

Технические характеристики

  • привязка мощности и установочных размеров по ГОСТ Р 51689-2000;
  • степень защиты IP 54, IP 55;
  • изоляция класса нагреваимости «F»;
  • способ исполнения монтажа — IM 1000, IM 2001, IM 3011;
  • климатическое исполнение — У2, У3;
  • режим работы — S1;
  • способ охлаждения — 1C-0151;
  • уровень шума в режиме холостого хода — 2-й класс.

Преимущества

Асинхронный трехфазный электродвигатель имеет простую конструкцию и не требует особого ухода. Кроме того, он легко поддается ремонту, за что и снискал себе большую популярность в совокупности с доступной стоимостью.

Особенности конструкции

Асинхронный трехфазный электродвигатель АИР относится к классу общепромышленных электродвигателей и практически не отличается от других. Однако имеет одну конструктивную особенность — это привязка мощности к конструктивным параметрам, которая определяется нормативным документом РС 3031-71.

Обозначение

Чтобы правильно выбрать асинхронный трехфазный электродвигатель и купить нужную модель, следует обратить внимание на следующие обозначения:

  • Б — встроенная температурная защита;
  • В — встраиваемый;
  • С — улучшенное скольжение;
  • Е — встроенный тормоз;
  • Е2 — ручное растормаживающее устройство;
  • 3Е — однофазный двигатель с трехфазной обмоткой;
  • Е — однофазный двигатель с двухфазной обмоткой;
  • Ж — двигатели для моноблочных насосов с выходным концом вала;
  • Р3 — для мотор-редукторов;
  • Ш — для швейных машин промышленного класса;
  • П — повышенная точность установочных размеров;
  • Ф — хладономаслостойкое исполнение;
  • А — для оснащения атомных электростанций;
  • Х2 — химически стойкие.

Наши преимущества

Если при выборе асинхронного трехфазного электродвигателя у вас возникнут затруднения, то вы можете рассчитывать на помощь наших специалистов. В этом случае вам необходимо будет связаться с консультантами нашей компании и предоставить технические характеристики интересующего вас электродвигателя. В соответствии с техническими параметрами и областью применения наши специалисты подберут для вас модель двигателя по оптимальной цене.

Кроме того, после оформления заказа на нашем сайте, вы сможете получить изделие с доставкой – по Москве она осуществляется нами бесплатно.

Copyright Energo-res.ru © 2013 - |

*****

Достоинства электродвигателей асинхронных трехфазных, технические характеристики, виды, особенности

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Электродвигатель, работающий на переменном токе, использующий вращающееся магнитное поле, которое создается статором, называют асинхронным, если частота поля отличается от той, с которой вращается ротор. Широко распространены электродвигатели асинхронные трехфазные. Технические характеристики их важны для правильной эксплуатации. К ним относятся механические характеристики и рабочие. К первым относят зависимость частоты, с которой вращается ротор, от нагрузки. Зависимость между этими величинами обратно пропорциональная, т.е. чем нагрузка больше, тем частота меньше.

Асинхронные электродвигатели и их виды

При этом, как видно из графика, на промежутке от нуля до максимального значения, с увеличением нагрузки снижение частоты незначительно. О таком электродвигателе асинхронном говорят, что его механическая характеристика жесткая.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Электродвигатели асинхронные в изготовлении несложные и надежные, поэтому применяется широко.

Выделяют 3 вида асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором:

одно-, двух и трехфазные, а кроме них – асинхронные с фазным ротором.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Однофазные

У первого типа на статоре есть единственная обмотка, на которую поступает переменный ток. Для запуска двигателя асинхронного пользуются обмоткой статора дополнительной, подключаемой на короткое время к сети через емкость или индуктивность, или же замыкаемой накоротко, чтобы добиться начального сдвига фаз, нужного для того, чтобы привести ротор во вращение.

Без этого его не могло бы сдвинуть магнитное поле статора. У такого мотора, как у каждого асинхронного, ротор делают в виде цилиндрического сердечника с алюминиевыми залитыми пазами и лопастями для вентиляции. Подобный ротор, называемый «беличьей клеткой», называется короткозамкнутым.

Электродвигатели асинхронные устанавливают в приборах не требующих большой мощности, типа небольших насосов и вентиляторов.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Двухфазные

Второй тип, т.е. двухфазные – намного эффективнее. На статоре у них две обмотки, которые находятся перпендикулярно друг к другу. При этом на одну из них подают переменный ток, другую соединяют с фазосдвигающим конденсатором, благодаря которому создается магнитное вращающееся поле.

У них также есть короткозамкнутый ротор. Их область использования намного шире, в сравнении с первыми. Двухфазные машины, питающиеся от однофазной сети, называются конденсаторными, поскольку в них обязательно должен стоять фазосдвигающий конденсатор.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Трехфазные

У трехфазный имеется три обмотки на статоре, сдвиг между которыми составляет 120 градусов, поэтому и поля их смещаются на такую же величину при включении. Включив в переменную трехфазную сеть такой электродвигатель, замкнутый накоротко, вращение ротора происходит благодаря появляющемуся магнитному полю.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Обмотки соединяют по одной из схем - «треугольник» или «звезда». Но, у второго соединения напряжение выше, а указано оно на корпусе двумя величинами – 127/220 или же 220/380. Эти моторы незаменимы для работы лебедок, разнообразных станков, кранов подъемных, циркулярок.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Идентичный статор имеется у моторов с фазным ротором. Магнитный провод (шихтовый) уложен у них в пазы вместе с тремя обмотками. Но отсутствуют залитые стержни алюминиевые, но имеется полноценная обмотка, соединена которая «звездой». Три ее конца выводятся на контактные кольца, которые насаживают на роторный вал и изолируют от него.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

1 - кожух и жалюзи;

3 – держатели щеток со щеточной траверсой;

4 - крепящий траверсу палец;

5 - выводы со щеток;

7 – изолирующая втулка;

8 и 26 – контактные кольца;

9 и 23- крышки наружная подшипника и внутренняя;

10 – шпилька, крепящая крышку подшипника к коробке;

11 – щит задний подшипника;

12 и 15- обмотки ротора;

13 – держатель обмотки;

14 - роторный сердечник;

16 и 17 - щит передний подшипника и его наружная крышка;

18 – отверстия для вентиляции;

20 - статорный сердечник;

21 - шпильки наружной крышки подшипника;

27 - выводы роторной обмотки

Подключить мотор можно напрямую или через реостат, подав посредством щеток переменное напряжение (трехфазное) на кольца. Последний относится к самому дорогому электродвигателю асинхронному трехфазному. Характеристики его, в частности пусковой момент, под нагрузкой намного большие, благодаря чему их ставят в устройствах, которые запускаются под нагрузкой: в лифтах, подъемных кранах и пр.

Как работает электродвигатель?

Распространены эти электродвигатели достаточно широко на производстве и в быту, поскольку по эффективности они превосходят моторы, работающие от двухфазной сети.

Если у электродвигателя присутствует статор – неподвижный узел, и подвижный ротор, разделенные прослойкой воздуха, т.е. механически не взаимодействующие, а частоты вращения ротора и магнитного поля не одинаковы, его называют асинхронным электродвигателем. Устройство и принцип работы описан ниже.

На статоре находятся три обмотки с магнитопроводом внутри. Сам статор набирается из пластин, изготовленных из электротехнической стали. Расположены они под углом 120 градусов по отношению друг к другу и закреплены в пазах неподвижного статора. Конструкция ротора опирается на подшипники. Для вентиляции предусмотрена крыльчатка.

Из-за того, что между частотой, с которой вращается ротор и магнитное поле, существует задержка, т.е. первый как бы догоняет поле, но сделать этого не может из-за меньшей частоты вращения, его называют асинхронным электродвигателем. Принцип работы заключается в индуцировании токов ротором, создающим свое поле, которое, в свою очередь, взаимодействует со статорным магнитным полем, заставляя двигаться ротор.

Скорость вращения вала можно изменять, используя регулятор скорости вращения асинхронного электродвигателя, т.е. метод изменения ее регулирования с помощью изменения фазного напряжения или с использованием широтно-импульсной модуляции.

В качестве регулятора скорости вращения электродвигателя использовать можно инвертор (регулятор-стабилизатор напряжения), который играть будет роль источника питания. Напряжение питания после регулятора изменяться будет в соответствие с частотой вращения.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Могут электродвигатели быть многоскоростными, т.е. предназначенные для механизмов, которым необходимо ступенчатое регулирование частоты вращения. В их маркировке присутствуют символы: АОЛ, АО2, 4А и др. Схема подключения есть в паспорте или приведена на клеммной коробке.

Важной особенностью двухскоростных является возможность функционирования в двух режимах. Они маркируются (отечественные): АМХ, АД, АИР, 5АМ, АИРХМ. Чтобы подобрать импортный двигатель двухскоростной, нужно точно указать данные таблицы, имеющейся на корпусе.

Преимущества

Главным достоинством является:

  • Простая конструкция электродвигателя, отсутствие изнашиваемых быстро деталей (нет коллекторной группы) и дополнительного трения (та же причина).
  • Не нужны дополнительные преобразования для питания, поскольку оно осуществляется напрямую от сети трехфазной промышленной.
  • Малое число деталей делает мотор весьма надежным.
  • Срок службы у него внушительный.
  • Он прост для обслуживания и ремонта.

Недостатки, конечно, тоже имеются.

  • небольшой пусковой момент, из-за которого ограничена область его применения;
  • значительные потребляемые токи запуска, порой превышающие в системе электроснабжения допустимые значения;
  • большая потребляемая мощность реактивная, снижающая механическую мощность.

Схемы подключения

Есть два варианта подключения, обеспечивающие работу асинхронного электродвигателя - схема подключения «звезда» и «треугольник».

Ее применяют для трехфазной цепи, у которой величина линейного напряжения составляет 380 вольт. Особенностью соединения звездой является то, что концы обмоток должны соединяться в одной точке: С4, С5 и С6 (U2, V2 и W2). Начала же обмоток: С1, С2 и С3 (U1, V1 и W1), подключаются к проводникам A, B и C (L1, L2 и L3) через коммутационную аппаратуру.

Напряжение между началами соответствует 380 вольтам, а в местах, где соединяются с обмотками фазные проводники – 220в.

Подключение асинхронного электродвигателя на 220 обозначается Y. Для защиты от перегрузок электродвигателя в точке соединения обмоток подключают нейтраль.

Подобное соединение, двигателю электрическому, который приспособлен к работе от 380 вольт, не позволяет достигать полной мощности, поскольку напряжение обмоток всего 220в. Но зато оно защищает от перегрузок по току, благодаря чему старт является плавным.

Взглянув в коробку с клеммами легко понять, по какой схеме выполнено подключение. Если присутствует перемычка, соединяющая 3 вывода, то используется «звезда».

Треугольник

Если концы обмоток соединены с началом предыдущих, значит это «треугольник».

По старой маркировке С4 соединяют с выводом С2, далее - С5 с С3, а С6 с С1. В новом варианте маркировки это выглядит так: соединяют U2 и V1, V2 и W1, W2 и U1. Величина напряжения между обмотками равно 380 в. Но, не требуется при этом соединение с нейтралью, или «рабочим нулем». Особенностью этого подключения являются большие значения пусковых токов, опасных для проводки.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

В практике порой используют подключение комбинированное, т.е. во время запуска и разгона применяют «звезду», а «треугольник» используют в дальнейшем, т.е. рабочем режиме.

Определить, что для подключения применили схему «треугольник» поможет клеммная коробка, точнее три перемычки между клеммами.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

О преобразовании энергии

Энергия, которую подают на статорные обмотки преобразуется асинхронным электродвигателем в энергию вращения ротора, т.е. механическую. Но величина мощности на выходе и входе – разные, поскольку часть ее теряется на вихревые токи и гистерезис, на трение и нагрев.

Она рассеивается в виде выделяемого тепла, поэтому и для охлаждения и нужен вентилятор. Тем не менее, кпд асинхронных электродвигателей в широком диапазоне нагрузок высок и достигает 90% и 96% для очень мощных.

Достоинства трехфазной системы

Основным достоинством трехфазных, если сравнивать с одно- и двухфазными моторами, считается экономичность. В этом случае, для передачи энергии имеется три провода, а относительный сдвиг токов в них равен 120 градусов. Значение амплитуд и частот с синусоидальным ЭДС одинаково на разных фазах.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Важно: при любом соединении, зависящем от напряжения, соединяться концы обмоток могут внутри мотора (три выходящих из него провода) или выводиться наружу (6 проводов).

Какие есть варианты исполнения электродвигателей?

Присутствие в маркировке буквы «У» говорит о том, что назначение электродвигателя – работа в умеренном климате, где годичные температуры находятся в диапазоне + 40 градусов – 40 градусов. Для тропического климата должна присутствовать в маркировке «Т».

Значит, работает мотор нормально в интервале температур от +50 до -10. Для морского климата в обозначении есть «ОМ», для всех районов, кроме очень холодных – «О» (+35 – 10 градусов). Наконец, для районов с очень холодным климатом – «УХЛ», что означает нормальное функционирование при температуре от плюс 40 до минус шестидесяти градусов.

Делятся электродвигатели и по вариантам специального исполнения. Если вы видите букву «С», означает это, что двигатель с повышенным скольжением. Если «Р» - с высоким пусковым моментом, «К» - с фазным ротором, с «Е» - электромагнитным встроенным тормозом.

Помимо этого, они бывают:

  • на крепежных лапах, находящихся на основании кожуха и отверстиями, предназначенными для крепления. Подобные двигатели стоят в станках деревообрабатывающих и компрессорах, в электромашинах с ременной передачей и пр.;
  • во фланцевом исполнении, т.е. на корпусе фланцы имеют отверстия для крепежа к редуктору. Используются часто в электронасосах, бетономешалках и прочих устройствах;
  • комбинированными, т.е. имеющими фланцы и лапы. Их называют универсальными, поскольку крепиться они могут к любому оборудованию.

Синхронные и асинхронные электродвигатели, или о различиях между ними

Помимо моторов асинхронных, существуют синхронные, отличающиеся от первых тем, что частота вращающегося ротора, соответствует той, которую имеет магнитное поле. Его главными элементами являются индуктор, находящийся на роторе, и якорь, располагающийся на статоре. Их разделяет, как и у асинхронных, воздушная прослойка. Функционируют они как электродвигатель или генератор.

В первом варианте устройство функционирует благодаря взаимодействию магнитного поля, создаваемого на якоре, с полем на полюсах индуктора. Функционирование в режиме генератора обеспечивает электромагнитная индукция, вызванная вращающимся якорем в магнитном поле, сформированном в обмотке.

Поле, взаимодействует с фазами обмотки статора по очереди, образуя электродвижущую силу. По конструкции синхронные моторы более сложные, чем асинхронные.

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Вывод: у синхронных электродвигателей частота вращения ротора одинакова с частотой магнитного поля, а у асинхронного они разные.

Эти особенности определяют использование первых там, где нужна мощность 100 кВт и больше, вторых – в случаях до 100 кВт.

*****

Технические характеристики трехфазных асинхронных электродвигателей

Технические характеристики трехфазных асинхронных электродвигателей являются важнейшей информацией. Не зная их, невозможно правильно эксплуатировать электрические машины. Основные данные указаны на шильде – бирке, располагаемой на боку электродвигателя. Для того чтобы правильно понять значение написанного на ней, нужно познакомиться с некоторой специфической информацией.

Коротко говоря, технические характеристики делятся на две большие группы: механическую и рабочую. Каждая описывает свои моменты и нюансы, а также дополняет другую.

  • Механическая характеристика
  • Рабочая характеристика

Механическая характеристика

Говоря коротко, это зависимость частоты вращения вала от того, какая на нем нагрузка. Асинхронные двигатели так называются потому, что скорость ротора не совпадает с частотой вращения магнитного поля статора, то есть, не синхронна с ним. И чем больше нагрузка на вал, тем больше это различие. Другими словами, при повышении нагрузки падает вращение. Эта зависимость очень хорошо иллюстрируется графиком:

Электродвигатель асинхронный трехфазный

Наши читатели рекомендуют!

Для экономии на платежах за электроэнергию наши читатели советуют "Экономитель энергии Electricity Saving Box". Ежемесячные платежи станут на 30-50% меньше, чем были до использования экономителя. Он убирает реактивную составляющую из сети, в результате чего снижается нагрузка и, как следствие, ток потребления. Электроприборы потребляют меньше электроэнергии, снижаются затраты на ее оплату.

По вертикальной оси указано значение n – частота вращения ротора; по горизонтальной – момент двигателя. От 1 до 3 указан участок, где работа устойчивая, а 3–4 неустойчивая.

  • Точка 4 – пусковой момент. При достижении этого момента, после включения в сеть, электродвигатель начинает вращаться.
  • Точка 1 – вращение холостого хода. Видно: по горизонтали – усилия почти никакого; по вертикали – частота практически такая же, как и у магнитного поля.
  • Точка 2. Это рабочая зона. При номинальной нагрузке двигатель работает наиболее устойчиво именно в этом режиме.
  • Точка 3 – критическая. Если снизить обороты ниже этой точки, например, увеличением нагрузки, вал остановится.

Из схемы видно, что при значительном изменении нагрузки, частота вращения ротора меняется незначительно. Это называется жесткой характеристикой.

Рабочая характеристика

Согласно закону Джоуля–Ленца, любой проводник, через который проходит электрический ток, греется. Трехфазные электродвигатели не являются исключением. Нагрев происходит за счет протекания сложных физических процессов, описываемых в соответствующих разделах электротехники. Эти же процессы являются основными величинами для расчета рабочих данных по электрической машине.

Электродвигатель асинхронный трехфазный При изменении нагрузки на валу электродвигателя меняются также потребляемый токI, частота вращения ротораn2, полезный моментM2, КПД η и коэффициент полезной мощности – cos φ. Отношение этих параметров к полезной мощности на валу, при неизменном питающем напряжении и его частоты, называют рабочими характеристиками двигателя. Их можно получить либо сняв данные экспериментально, либо рассчитав, используя схему замещения.

При увеличении нагрузки, скорость вращения несколько падает, а рабочий момент M2 возрастает линейно. Ток в статоре изменяется из-за реакции ротора, а довольно-таки большой ток на холостом ходу объясняется наличием воздушного зазора. Но все равно он составляет около 50% рабочего тока электрической машины. Когда нагрузка увеличивается, растет ток ротора, и, следовательно, статора тоже. На рисунке это хорошо видно.

Если посмотреть на cos φ, то можно увидеть, что чем ниже нагрузка, тем его значение хуже. А значит, двигатели, особенно большой мощности, недопустимо эксплуатировать недогруженными: такой режим работы ведет к большим реактивным потерям, и как следствие, большому расходу электроэнергии при очень низком КПД. Это очень невыгодно экономически. Но и перегружать такие аппараты тоже нельзя, так как в этом случае, из-за повышенного тока, они будут перегреваться и выходить из строя. А их перемотка – дело не из дешевых. Из всего этого следует вывод: электрические машины всегда нужно выбирать нужной мощности. Недопустим вариант «мощность про запас».

Правда, есть одна хитрость. Если так получилось, что по каким-то причинам электрическая машина вынуждена работать недогруженной, можно понизить питающее напряжение. К примеру, если обмотки соединены в звезду, можно их переключить на треугольник. Это понизит реактивную мощность и повысит cos φ.

Вот таким образом, имея необходимый минимум знаний об особенностях электроаппаратуры, можно значительно увеличить экономию электроэнергии, а также снизить расходы на производстве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *