Споттер это

Что такое споттер?

Принцип точечной сварки известен давно, но в практике работы автомастерских стал использоваться в России совсем недавно. С тех пор как выяснилось, что вмятину на кузове часто гораздо проще выправить, если не выколачивать ее изнутри, а тянуть снаружи, зацепившись за шайбу или проволокут, приваренные к поврежденной панели. Так появились особые аппараты точечной сварки – споттеры. О них и пойдет сегодня речь.

Чтозначит spotter?

Во всем мире споттерами (название происходит от англ. spot - точка) называются все виды аппаратов контактной сварки, у нас это название прочно прикрепилось к аппаратам односторонней сварки с обратным молотком в комплекте, используемым для ремонта видовых поверхностей кузова. Одним из основных действий, выполняемых при проведении современных кузовных работ, является замена поврежденных элементов кузова. Однако, замена далеко не всегда необходима, либо ее выполнение значительно дороже ремонта поврежденного элемента.

Технологии устранения вмятин на кузове

  • выдавливание изнутри;
  • вытягивание снаружи.

При использовании первого метода необходимо выполнять демонтаж и разборку элементов автомобиля, затрудняющих доступ к поврежденному месту, как правило, это обшивка. Это трудоемкий процесс, отнимающий много времени, с которым связан риск повреждения как элементов крепления, так и самой обшивки.

Технологии устранения вмятин на кузове

Наиболее распространенным методом устранения вмятин «снаружи» является применение сварочного аппарата для сварки с т. н. звездочками, совмещенного с инерционным молотком. Оборудованием, предназначенным для выполнения такого типа ремонтов, являются рихтовальные споттеры. Они позволяют выполнить ремонт панельных элементов кузова с максимальным сохранением механических свойств элементов.

Особенности рихтовки с помощью споттера

Фактически споттер – это одна из разновидностей аппарата точечной сварки. Но, в отличие от последнего, у него, как правило, нет сварочных клещей, между контактами которых пропускается ток. У споттера один вывод ("земля") от источника тока присоединяется к детали (путем приварки шайбы, кузовных щипцов или магнитной массы) достаточно близко к зоне ремонта, а другой – непосредственно к пистолету (стаддере) с электродом. Вся хитрость заключается в том, что кузовной металл в месте сваривания не деформируется, т.к. температура плавления сварочной шайбы чуть меньше плавления ремонтного элемента. А после выполнения своей задачи шайба легко удаляется скручиванием. Т.е. работа с применением споттера состоит в приваривании элемента крепления, который выступает как держатель для вытягивания вмятины.

Сама вытяжка происходит либо с помощью инерционного молотка, либо пневматических и рычажных вытяжных приспособлений, а именно усилие правки может прикладываться к приваренным элементам либо плавно, через рычаги и с помощью разного рода гидроцилиндров, либо ударно, через инерционные обратные молотки. Токи приваривания доставточно большие (>1200А), поэтому используются короткие кабели большого сечения и тщательно зачищают металл в месте присоединения кабеля.

При покупке споттера, обратите Ваше внимание с ручным он или микропроцессорным управлением. Первый тип считается устаревшим и не позволяет точно контролировать параметры сварки в широком диапазоне.

Новые технологии, микропроцессорное управление с предустановленными программами упрощают работу и позволяют в считанные секунды сменить режим и продолжать работу без задержки, не тратя времени и нервов на настройку. В запрограммированных настройках оптимально подобраны сила тока и время импульса, что исключает прожиг ремонтируемой детали и увеличивает срок использования расходников. Для настройки необходимо выбрать один из режимов инструмента, при необходимости можно изменить уровень мощности. Все это делается двумя кнопками, срабатывание происходит автоматически, с достаточной задержкой для постановки инструмента, позволяя сконцентрироваться только на работе.

Преимущества использования споттера

Основное преимущество этого метода заключается в сокращении времени и затрат на ремонт. Ведь при использовании споттера исключается необходимость в замене кузовной детали, разборки и сборки салона. Как следствие, не требуется пугать клиента сроками на заказ ремонтной части и итоговой ценой всего ремонта; сроки и цена - это главное, чем интересуются при обращении в автосервис. А невысокая цена и простота использования дополняют его популярность.

  • он позволяет ремонтировать элементы, которые до сих пор подлежали исключительной замене;
  • значительно сокращает время ремонта;
  • позволяет применение клеевых технологий и осуществление ремонта алюминиевых элементов;
  • небольшая цены инструментов со сравнению с получаемым эффектом.

Основные режимы работы споттера:

В этом режиме используется обратный молоток или пуллер. Пуллер - специальное устройство, подключаемое к разъему пистолета. Этот режим используется для исправления небольших, неглубоких вмятин - наиболее часто встречающихся повреждений. Они легко выправляются и составляют большую часть работ, принося быстрые и «легкие» деньги. Особенно позволяют насладиться качеством работы машины последнего поколения, т. к. применяемые новые упругие металлы прекрасно вспоминают свои первоначальные формы.

Используется для приварки тянущих элементов с помощью специальных электродов. К тянущим элементам - волнистая проволока, прямые или крученые кольца (сережки) — можно приложить значительное усилие, которое и позволяет исправить сильные повреждения, вплоть до восстановления порогов с замятыми ребрами.

Используется со специальным коротким омедненным электродом для осаживания выпуклостей от обратного молотка, пуллера, клеммы массы или от следов отвертки, которой случайно выдави- ли металл при арматурных работах.

В этом режиме используется угольный электрод, с помощью которого разогревается значительная поверхность листа. Нагрев позволяет осадить металл и избавиться от «хлопуна», получаемого при вытягивании большой поврежденной поверхности.

В этом режиме с помощью специальных омедненных электродов приваривают элементы крепления молдингов и шумоизоляции, которые могли быть удалены в процессе ремонта или, как правило, отсутствуют на новых деталях.

Используется для приварки шайбы, с помощью которой крепится клемма массы аппарата. Правда, этот режим применяют и для вытягивания с помощью тех же колец и крюка с 2,5-килограммовым обратным молотком.

Используя специальный омедненный электрод (с магнитом для удержания привариваемого болта), можно приварить болты под резьбу или саморезы под пластик. С их помощью устанавливаются плашки тормозных трубок, жгутов электрики или клемм массы, которые отсутствуют на новых деталях или были срезаны при проведении восстановительных работ.

Рекомендации по использованию споттера

  • При подключении к электрической сети необ- ходимо учитывать, что сечение проводов, подведенных к электрической розетке, должно быть не менее 2,5 мм (для аппаратов, потребляющих ток 32 А, сечение должно быть не менее 4 мм ). Если используется удлинитель, то сечение кабеля должно быть увеличено в зависимости от длины. Автоматические предохранители на распределительном щите должны быть с индексом кривой отсечки, т. е. с задержкой по срабатыванию: для модели на 230В - 25 А, для модели на 380В - 16 А. Все эти рекомендации возникают из-за самого метода сварки - метода короткого замыкания, иначе потери по сопротивлению на кабелях не позволят получить желаемый результат. Зачищенные места необходимо очистить от пыли после подготовки поверхности, иначе происходит сильное искрение, больший расход наконечников, меньше комфорта в работе.
  • Клемму массы "земля" необходимо устанавливать как можно ближе к месту работ и ни в коем случае на ставить на соседнею деталь.
  • Следить за прочностью контактов в местах крепления инструмента и массы. Плохой кон- такт провоцирует пробои и выход из строя мест крепления инструмента.
  • Приварку, например, волнистой проволоки, необходимо начинать с дальней точки и двигаться к массе, иначе будет шунтирование, ток будет идти по наименьшему сопротивлению, и каждая последующая точка будет слабей предыдущей. При этом необходимо следить за тем, чтобы проволока касалась детали не всеми точками, а только той, которая приваривается в данный момент.
  • Сила нажатия инструментом на деталь при сварке - просто уверенное прикосновение. Контактную сварку также называют сваркой сопротивлением. Если нажатие будет очень сильным, то и сварки может не произойти, сопротивление в месте контакта может быть близко к нулю, будет легкое прилипание.
  • При значительной площади повреждения детали начинать вытяжку необходимо с края, двигаясь к середине по спирали. Это позволит избежать провала вокруг центра, за который обычно начинают вытягивать. Металл растягивается и, как следствие, хлопун обеспечен. Постепенное вытягивание по спирали позво- ляет избежать чрезмерной растяжки металла и обеспечивает экономию времени.

Ведущие производители сварочных аппаратов

  • Италия Франция (GYS, Deca, Telwin). (М14х1.5мм);
  • Китай (Nordberg, WiederCraft, Holex, Русский мастер, Atis). (М16х1.5мм);
  • Китай (Solary) (М14х2мм).

*(в скобках указана резьба на обратном молотке)

Аксессуары и расходники для споттера

На современном рынке оборудования для кузовного ремонта представлено широкий выбор споттеров и аксессуаров к ним.

Необходимо быть внимательным при подборе адаптеров для споттеров различных производителей, однако это не является препятствием для использования «не родных» аксессуаров, так как существуют переходники любых конфигураций.

Споттер это

Споттер это

Споттер это

Споттер это

Многообразие расходных материалов позволяет мастеру исходя из конкретных условий ремонта выбрать наиболее удобный способ вытяжки и ремонта.

Выбрав оптимальные параметры работы рихтовального споттера, можно добиться очень хороших результатов ремонтных работ без излишнего повреждения структуры кузова, значительно сэкономив при этом временные и финансовые ресурсы.

Споттер это

Споттер это

Споттер это

При покупке обратите пристально внимание на набор аксессуаров. Как правило, споттеры “из поднебесной” укомплектованы по полной программе (в том числе и тележкой) и докупать ничего не придется. На фото показаны аксессуары для споттера ATIS 54L.

Итальянские и французские споттера (до 50тыс.руб) редко комплектуются тележкой и гребенкой.

Если у Вас возникнет вопрос какой споттер купить китайский или европейский – берите европейский. Потому что несмотря на более высокую стоимость он окупится у Вас очень быстро из-за меньшей мощности потребления при одном и том же сварочном токе, поскольку вторичная обмотка трансформатора у этих споттеров медная и следовательно выше КПД (меньше нагружают сеть).

Более того, европейские споттеры имеют интеллектуальное микропроцессорное управления исключающее ошибочный прожиг металла. Что очень актуально при использовании на современных автомобилей листового металла очень тонкой толщины (0,6мм).

Цена на споттер зависит как от производителя так и от максимального тока сварки и комплектации, и начинается от 24000 руб на модель с max 1300А. Что вполне достаточно для приварки шайб и осаждения металла нагревом с помощью угольного электрода. Если Вы планируете использовать споттера в качестве аппарата точечной сварки рекомендуем обратить внимание на модели с max током от 3000А.

Мы в соцсетях

*****

Споттер для кузовного ремонта своими руками

Преимущество споттера заключается в том, что усилие прилагается только к внешней стороне, подвергшейся повреждению. Это облегчает задачу. В этой статье будет описан принцип работы аппарата, а также рассказано, как изготовить самодельный споттер для кузовного ремонта.

Что такое споттер?

Споттер для кузовного ремонта является аппаратом для контактного типа сварки. Формирование импульса этого устройства происходит за счет разряда в конденсаторе большой емкости и действует на протяжении достаточно короткого промежутка времени. Это время настолько коротко, что краска с обратной стороны металла не повреждается. Обычный полуавтомат таким свойством не обладает. Поэтому споттер стал незаменимым приспособлением для ремонта кузова машины.

Особенности использования устройства

Споттер используется для следующими целей:

  • сварка кузова машины;
  • расправление кузова без разборки обшивки.

Споттер это

При ремонте деталей кузова с применением агрегата для сварки к детали, подвергшейся деформации, приваривается специальный крепеж. При помощи обратного молотка искривленный металл выпрямляется. Также споттер может нагреть металл, поэтому материал быстро обретает жесткость и форму.

Плюсы устройства

Споттер для кузовного ремонта обладает следующими положительными характеристиками:

  • Высокий уровень производительности. При помощи данного агрегата можно произвести сварку зацепов для вытяжки металла.
  • Удобство при эксплуатации. Если сравнить устройство с обычным аппаратом, то прибор отличается безопасностью, так как не испускает искр, а металл остается холодным. К тому же не требуется таких непременных атрибутов обычной сварки, как перчатки, маска и специальная одежда.
  • Высокий уровень качества. Сварка не оставляет шлаков и окалин и не портит деталь, что предотвращает ржавление.
  • Экономичность. Шайбы для крепления используются по нескольку раз и не подвержены плавлению. Вы экономите расходные материалы.

Эти причины оказываются достаточными для того, чтобы понять, насколько продумана конструкция такого устройства, как споттер для кузовного ремонта автомобилей.

Как изготовить споттер из инвертора самостоятельно?

Среди приборов, сделанных собственноручно, споттер для кузовного ремонта на основе аппарата для сварки встречается достаточно часто. Если сборка агрегата осуществляется не из аппарата для сварки, то в этом случае он будет обладать низким показателем мощности.

Споттер из сварочного аппарата не содержит клещей. Поэтому приспособление принято считать аналогичным электродуговому устройству, где напряжение проходит сквозь корпус автомобиля. Один контакт подсоединяется к кузову, а в роли второго выступают шток и насадка.

Споттер это

Многие интересуются: что требуется для того, чтобы сделать споттер из инвертора своими руками?

Споттер, выполненный кустарно, включает в себя две основные составляющие:

  • инвертор для сварки;
  • тиристорное реле.

Что вам понадобится?

Для того чтобы изготовить споттер из инвертора своими руками, вам понадобятся:

  • тиристор, мощность которого составляет 200 Вольт;
  • понижающий трансформатор на 12 Вольт для управления реле посредством кнопки;
  • реле с мощностью 30 Ампер;
  • мост на основе диодов;
  • контактная группа 220 Вольт;
  • управляющая кнопка.

При помощи моста на диодах осуществляется подключение к электросети. К мосту, в свою очередь, подсоединяется тиристор реле. Трансформатор отвечает за питание управляющей ветви тиристорной цепи.

Требуемые материалы

Железо для споттера выделяется в объеме 35-40 кв. см. На тиристоре перегревы не наблюдаются. Они отмечаются на участках, расположенных после кабеля. Перегреванию подлежит шток на основе черного металла. Его диаметр составляет 16 мм. Желательно, чтобы он был произведен из латуни.

Споттер это

Если говорить о кабеле для споттера, то он берется с сечением 70 кв. мм, а для массы и молотка достаточной будет длина 1,7 и 2,1 м. Предусмотрите импульсное управление тиристора (ТЧ-40).

Вторичная обмотка трансформатора наматывается посредством шины из меди размером 6,5 на 4 в третьей обмотке. Также можно осуществить замену на алюминиевую. На вторичную обмотку добавляется еще две. Окончательно аппарат должен содержать алюминиевую трансформаторную обмотку на 250 кв. мм, что соответствует пяти обмоткам с шестью витками.

Что важно помнить?

  • Чаще рукоятку выполняют из пистолета для клея, а рабочий кабель обладает термоизоляционным слоем и коммутирующим проводом.
  • Помните, что при нагревании термоизоляционный слой стягивается.
  • Мост на диодах и тиристор можно заменить симисторами.
  • Конструкция споттера, выполненная своими руками, должна быть четко продумана. Она должна работать правильно вне зависимости от размеров и затраченных на нее средств.

Как изготовить споттер из микроволновой печи?

Можно сделать споттер из микроволновки. Важнейшей составляющей любого такого устройства является трансформатор. Найти его в готовом виде сложно. Поэтому лучше сделать его самостоятельно. Можно взять трансформатор из микроволновой печи.

Споттер это

Для обеспечения оптимальной подачи электричества рекомендуется взять пару трансформаторов от микроволновок. С них снимаются вторичные обмотки и наматываются новые. С этой целью применяют провод с показателем сечения 50 мм² или выше.

Что потребуется дополнительно?

Трансформатор – не единственная деталь споттера. В схему также включаются:

  • трансформатор, питающий блок управления оборудования;
  • тиристор;
  • мост на диодах;
  • переменный резистор.

Как обеспечить удобство и безопасность работы?

Для безопасности работы с агрегатом на основе микроволновой печи следует разместить его составляющие в аккуратный корпус, отличающийся надежностью. Он будет служить гарантом защиты электрических деталей от механических повреждений и загрязнения, которые способствуют сбою работы агрегата. В роли кожуха может выступить корпус от самой микроволновой печи.

При помещении электроблока в корпус надо закрепить все детали на участке, основу которого составляет диэлектрический листовой материал. Элементы надо распределить равномерно по всей площади. Это обеспечит удобство при переноске агрегата. Помимо этого, мобильность устройству могут придать маленькие колесики, закрепленные снизу.

Споттер это

После закрепления электрических деталей надо подумать и о других составляющих, работа без которых будет невозможной. К числу таковых относятся:

  • электрические кабели, обеспечивающие соединение трансформатора для сварки с электродами устройства;
  • пистолет для закрепления электрода устройства;
  • приспособление для вытяжки металла;
  • рабочие элементы агрегата.

Расчет сечения кабелей

При известном показателе силы тока, вырабатываемого вашим самодельным агрегатом, определяется сечение кабелей, обеспечивающих прохождение электричества.

За основу берут следующее правило: на 10 Ампер силы тока берется 1 мм² электрического кабеля. Важна и длина шнура, подходящего к электроду для сварки. Она должна быть минимальной. Это способствует сокращению потери электричества.

Изготовление пистолета

Пистолет можно сделать из толстого листа гетинакса или же текстолита. Из них вырезается пара одинаковых деталей. В специальном углублении, сделанном в одной из заготовок, располагают кнопку для включения и кронштейн для закрепления электрода.

Изготовление электрода

Электрод также можно сделать самостоятельно. С этой целью берутся прутья из меди с круглым сечением или трубки из бронзы или меди, удобные для соединения с кабелем, подводящим ток.

Споттер это

Со стороны рабочей части электрода делается прорезь для вставления шайбы приварки. Если за основу электрода взята трубка, то ее рабочий конец расплющивается, и только после этого делается прорезь.

Сделать споттер для кузовного ремонта своими руками из старой микроволновой печи и других ненужных деталей не так уж и сложно. Главное - терпение и внимательность.

Споттер это

BLUBOO S1 прошел профессиональное тестирование качества (QC tests): видео Стартовала горячая предпродажа нового BLUBOO S1 в Gearbest. И в первые же 2 часа были заказаны 200 смартфонов. Предпродажа продлится до 17 июля. В это.

Споттер это

20 фото кошек, сделанных в правильный момент Кошки — удивительные создания, и об этом, пожалуй, знает каждый. А еще они невероятно фотогеничны и всегда умеют оказаться в правильное время в правил.

Споттер это

Наперекор всем стереотипам: девушка с редким генетическим расстройством покоряет мир моды Эту девушку зовут Мелани Гайдос, и она ворвалась в мир моды стремительно, эпатируя, воодушевляя и разрушая глупые стереотипы.

Споттер это

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Споттер это

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Споттер это

Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

*****

Что такое "Споттер"?

«Споттер» – слово в наши дни весьма популярное. Именно о нем и пойдет речь. Но для каждого оно значит что-то совершенно свое. Например, оружейники понимают его как чистый перевод с английского – «целеуказатель». В спорте, в частности автомобильном, этим словом нередко называют тренера, руководителя: «споттер» приказал мне весь второй круг держаться за пятым номером»…
В среде фотографов «споттер» – это человек, посвятивший себя съемке летательных аппаратов.
Ну, а в сфере автосервиса споттер – это особый сварочный аппарат. Именно о нем и пойдет речь.

Еще лет десять-пятнадцать назад хороший рихтовщик был для автосервиса буквально драгоценностью, бесценным сокровищем, обладание которым делало сервис и известным, и привлекательным. Такой мастер не только владел отточенным чувством металла, но еще и накапливал в течение трудовой жизни собственный набор различных выколоток, поддержек, хитрых крючков и всевозможных приспособлений, с помощью которых можно было «забираться» в скрытые полости автомобильного кузова и выправлять самые зловредные вмятины. Мастера старой школы хранили свои инструменты, как и способы работы с ними, в глубоком секрете и часто работали в отдельном помещении, не допуская в него любопытных.

Внедрение точечной сварки в практику работы автомастерских вначале вроде бы не сулило ничего неожиданного. Однако скоро выяснилось, что вмятину на кузове часто гораздо проще выправить, если не выколачивать ее изнутри, а тянуть снаружи, зацепившись за какой-то крепежный элемент, приваренный к поврежденной панели. Так появились особые аппараты точечной сварки – споттеры.

Если сказать, что они появились недавно – это будет неправда. В разных странах на Западе они известны уже, пожалуй, лет сорок. Но вот широкое распространение эти приборы получили действительно только в последние десятилетия. И связано это, прежде всего, с внедрением цифровых технологий управления сварочным током. Ведь процесс точечного приваривания скоротечен, и потому ручному управлению почти не подвластен.

В чем особенности споттера?

Фактически споттер – это одна из разновидностей аппарата точечной сварки. Но, в отличие от последнего, у него, как правило, нет сварочных клещей, между контактами которых пропускается ток. У споттера один вывод от источника тока присоединяется к детали, с которой работают, то есть к деформированной панели автомобиля, а другой – непосредственно к электроду, в роли которого выступает привариваемый крепежный элемент. Такой вид сварки называют еще сваркой сопротивлением.

Крепежным элементом может быть крючок, шайба, болт, шпилька и вообще все, что угодно, что в данном случае лучше всего подходит для выполнения задачи. Крепится элемент в удобном для работы пистолете – «стаддере».

Весь фокус тут заключается в том, что металл в месте сваривания, в той самой точке, от которой собственно и взял свое название аппарат, нагревается до температуры чуть- чуть, на 10…20%, «не дотягивающей» до температуры плавления. В этом случае привариваемый крепежный элемент, хорошо прижатый к панели, достаточно прочно присоединяется к ней и позволяет потом вытягивать вмятину. А после выполнения своей задачи легко удаляется скручиванием.

При этом прижимающее усилие обеспечивается вручную. А усилие правки может прикладываться к приваренным элементам либо плавно, через рычаги и с помощью разного рода гидроцилиндров, либо ударно, через инерционные обратные молотки.

Поскольку, как мы уже отметили, этот вид сварки называется сваркой сопротивления, очень важно подключать источник питания таким образом, чтобы максимально уменьшить потери тока. Для этого используют короткие кабели большого сечения, тщательно зачищают металл в месте присоединения кабеля. И выбирают место присоединения как можно ближе к месту сварки.

Поскольку споттер – ручной аппарат, то его стараются сделать компактным. А потому чаще всего источник питания располагают непосредственно внутри аппарата. Это, кстати, благоприятно отражается и на цене прибора.

Какие бывают споттеры

Отпочковавшись от аппаратов точечной сварки в отдельный класс, споттеры вскоре стали обрастать различными функциями, набирать мощность и становиться все более универсальными машинами. И, тем самым, снова объединяться с братством машин контактной сварки. Появились универсальные приборы, имеющие богатый набор всевозможных приспособлений и умеющие буквально все: сваривать, нагревать, ставить заплаты и помогать рихтовщику в качестве собственно споттера. Эта универсальность, как обычно, вместе с преимуществами принесла и недостатки. Рост электрических потребностей повлек за собой необходимость использования отдельных источников питания мощностью от 5 до 25 кВт и перехода на трехфазный ток – в итоге аппараты оказались «привязанными» по питанию к стационарным сетям. Универсальные приборы стали дороже и тяжелее.

Из сказанного уже понятно, что самые простые и дешевые – это аппараты с отдельным трансформатором однофазного переменного тока. Они способны работать буквально от любой бытовой розетки. Но их возможности сильно ограничены. Например, такие аппараты не могут работать с листовыми материалами толщиной больше 0,8 мм, «не любят» оцинкованную сталь и совсем не пригодны для сталей с высокой ударной вязкостью. Иными словами, они очень хороши для ремонта автомобилей типа «Жигулей», но мало пригодны для правки вмятин на каких-нибудь современных BMW или «японцах».

На следующей, более высокой ступени, стоят аппараты с трансформаторами трехфазного тока. Они, будучи укомплектованы набором соответствующих приспособлений, уже способны работать и в качестве промышленных сварочных приборов. Им «по зубам» и оцинкованная сталь, и сталь с высокой ударной вязкостью. Они могут использоваться и для правки панелей с нагревом угольным электродом.

А на самом верху этой пирамиды находятся современные приборы инверторного типа, позволяющие получать и использовать ток с частотой до 2000 Гц. Это не только существенно снижает массу аппаратов, но и безгранично расширяет их возможности, поскольку таким приборам подвластны любые металлы, используемые в автомобилестроении.

В начале материала мы уже упоминали о том, что процесс приваривания крепежных элементов очень скоротечен, а качество соединения этих деталей с основной панелью во многом зависит от того, насколько правильно выбран и выдержан режим сварки. Еще раз возвращаемся к этому тезису, чтобы подчеркнуть: обеспечить в полной мере соблюдение этих условий можно лишь при наличии электронного цифрового управления процессом. Споттеры с таким управлением существуют. Многие производители их так и называют: цифровые.

Кто их производит и что покупать

Понятно, что споттеры выпускают те же самые компании, которые делают аппараты для сварки – иначе и быть не может. И действительно: на шильдиках приборов стоят очень знакомые каждому сварщику названия стран-производителей – Италия, Франция, Германия, США, Япония, Швеция… И столь же знакомые имена фирм: TECNA, TELWIN, DECA, HELVI, SAITEK, GYS, CELETTE, ELEKTRON, WIELANDER+SCHILL, BLACKHAWK, CAR-O-LINER…

Мы намеренно поставили на первое место Италию – ее продукция на российском рынке оборудования для автосервисов более всего известна благодаря стабильно высокому качеству при хорошем уровне цен. Например, такая хорошо себя зарекомендовавшая модель, как Digital Car Spotter 5500 может стоить меньше 1000 евро, – а то уже вполне разумная цена для сервиса средней руки.

Но уровень цены – это штука довольно относительная. Каждый покупатель определяет этот уровень для себя в зависимости от толщины своего кошелька, предполагаемых сроков окупаемости, оценки своих позиций на рынке и еще многих других критериев. Однако в любом случае следует помнить: ничто не обходится так дорого, как дешевое оборудование. Ведь приняв решение о покупке споттера, станция уже сэкономила приличные деньги – ей теперь не нужно искать рихтовщика с золотыми руками, его работу сможет выполнить любой слесарь средней квалификации. И потому стоит ли экономить дальше? Может быть, ради стабильности и высокого качества следует отдать предпочтение хорошему инверторному аппарату, который хоть и стоит дороже (от 2000 до 10 000 евро), но обеспечит практически все потребности сервиса?

*****

Споттер что это

В сервисе ремонта автомобилей большое значение играет вид используемой сварки. Если для крупных кузовных работ не обойтись без полуавтомата, то для мелких вмятин и проколов лучше использовать споттер. Он значительно экономит время на подготовительных этапах, не требуя снятия обшивки, а также минимизирует последующую обработку под покраску. Порой, поврежденное место настолько неудобно для обработки, что к нему можно подобраться только этим устройством. Что такое споттер? Как им работать? Какие виды и параметры бывают у этих аппаратов?

Споттер это

Устройство и принцип работы

Сварка споттером активно используется на многих СТО. Основное его предназначение — выравнивать поврежденные элементы поверхности, возвращая геометрические формы в исходное состояние. Этот аппарат имеет всевозможные насадки и режимы, позволяющие так «обработать» проблемное место, что конечный результат будет аналогичен заводскому виду. Часто споттером выполняют рихтовку кузовных элементов авто:

Устройство состоит из сварочного аппарата. Он может выдавать постоянный или переменный ток. Споттеры бывают профессиональными, перемещаемыми на колесиках, или компактными, для ношения в руке. На лицевой стороне находится панель с настройками. На всех моделях можно задавать мощность и силу тока. Обязательно устанавливается ряд кнопок или тумблер с обозначением режимов.

Споттер это

От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках. На окончании устройства имеется крепежный элемент, в котором фиксируются:

  • обратный молоток;
  • крюк;
  • электроды;
  • обратная присоска;
  • адаптеры под разные виды сварки (шайбы, проволока).

Сварка аппаратом относится к контактному виду и осуществляется замыканием цепи. Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Курок на пистолете запускает подачу тока. В фиксатор на конце пистолета устанавливается шайба, крюк, или иная насадка. При пропуске напряжения, место, которое менее всего соединено (свариваемые поверхности) начинает нагреваться. Благодаря возрастающему сопротивлению происходит расплавление металла в минимальной зоне, достаточное для сваривания элемента, но не перегревающее конструкцию в целом. Получается прихват изделия контактом.

Как работать споттером

Чтобы освоить этот агрегат, существует много вспомогательных видео в сети. Работающий споттер прост в технологии выполнения контактного соединения и не требует одевания маски сварщика в большинстве случаев.

Для начала работы необходимо зачистить вмятую поверхность. После этого устанавливается масса, которая крепится зажимом, специальной прищепкой или приваривается контактом. В зависимости от типа повреждения, глубины вминания основного металла, и охватываемой площади, к поверхности можно приварить:

  • одну или несколько шайб;
  • ряд крюков;
  • волнообразную проволоку;
  • шпильки;
  • торец с насадкой от обратного молотка.

Устранение маленьких вмятин

Самый обычный способ сварки споттером — при помощи обратного молотка. Так устраняется большинство повреждений. Для этого необходимо прихватить торец инструмента к вмятине и выполнить легкое постукивание внутренней ручкой-тяжеловесом. Для равномерного возвращения формы поверхности, эту операцию следует производить по всей площади вмятины, с отступом от предыдущей точки 5-8 мм. Поэтапное натягивание позволяет плавно вернуть металл в исходную плоскость. Единственный дефект — это небольшие следы от контактов, которые устраняются зачистной машинкой.

Работа с серьезными повреждениями

Чтобы устранить линейные вмятины или полукруглые вогнутости, охватывающие площадь в 100 мм и более, разработаны приспособления, способные воздействовать не точечно, а на протяжении длинного участка. В зависимости от удобства и доступности можно приварить крюки, шпильки или волнистую проволоку. Фиксация приспособления происходит по всей длине повреждения. К ним, при помощи связки крюков, подсоединяется обратный молоток. Выравнивание плоскости выполняется за счет равномерного воздействия по всей длине повреждений.

Для устранения следов от ударов об большие предметы применяют обратные присоски, которые возвращают сразу значительную часть металла на место. А уже мелкие ямки дорабатывают обычным способом. Если при ударе образовались загибы корпуса, создавшие новые «ребра жесткости»и мешающие восстановлению прежней формы, то используются угольные электроды, разогревающие проблемное место, и снимающие напряжение с участка металла. После этого работать гораздо легче.

Споттером можно сваривать между собой пластины металла. Это может понадобиться при фиксации полос порога и других элементов. Преимущества сварки в том, что отсутствует перегрев материала, и нет деформаций. Последующая зачистка минимальна.

Как выбрать споттер?

Выбирать аппарат стоит только после точного определения его предназначения. Если эксплуатация будет осуществляться только два раза в неделю, то подойдет переносная бюджетная модель. При большом потоке работы с загруженностью по восемь часов, необходим профессиональный споттер. Далее, на выбор будут влиять характеристики, запрошенные покупателем и имеющиеся в моделях.

Основными отличительными особенностями устройств являются:

  • питание от сети (220 или 380V);
  • мощность тока;
  • сила (А);
  • выдаваемый вид напряжения (постоянный или переменный);
  • возможность осуществлять сварку с одной стороны или с двух сразу;
  • комплектация насадок и приспособлений, включая специальные клещи и присоски.

Слабыми по мощности моделями возможно только осуществлять рихтовку. Сильные устройства способны контактно сваривать пластины и элементы кузова. Среди арсенала агрегатов возглавляют рейтинг:

  • Garwin GS5000 и 6000, хорошо зарекомендовавшие себя на небольших СТО;
  • Garwin GS9000 отлично выдерживает рабочий график в две смены и подходит для крупных предприятий;
  • Telwin 5000 и Gys 3904 будут компактными помощниками в частном гараже.

Для выравнивания вмятин и возвращения исходного вида авто лучшим средством является споттер. Что это такое, доступно описано в этой статье. А зная как им работать и чем отличаются аппараты, можно подобрать модель, отвечающую конкретным нуждам.

Поделись с друзьями

*****

Принцип действия

Принцип работы споттера похож на аппарат точечной сварки, но с гораздо большими возможностями, благодаря различным, сменным рабочим инструментам, и гибким настройкам. Принцит действия сварка сопротивлением. С помощью споттера можно приваривать клёпки или осаживать метал, или же с помощью обратного молотка. вытагивать вмятины в любых местах, не вырезая окон, восстанавливать рёбра жесткости автомобиля и многое другое.

Виды аппаратов

Истоки аппарата

Впервые инверторную технологию в сварочных аппаратах применила в 1999 году французская фирма Saitek. С тех пор многие производители сварочного оборудования применяют инверторы, которые обеспечивают большую мощность и силу тока на выходе при меньшем размере аппарата.

На сайте gidrorezka.ru резка 45 градусов.

Конструктор визиток онлайн бесплатно читайте здесь .

Пространства имён
База знаний
Инструменты

Споттер это

    Помощь

При использовании материалов активная ссылка на Форум художников аэрографии обязательна!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *